Практический экзамен по вождению: как я с первого раза сдала «автодром» и «город»

Легко ли в Биробиджане стать автомобилистом, корреспондент ИА ЕАО Media узнал на собственном опыте.

Любой начинающий водитель знает: чтобы получить заветное водительское удостоверение, нужно сдать экзамен в ГИБДД. Он состоит из трех частей: это теоретическая часть — знание правил дорожного движения и две практические — закрытая площадка-автодром и город. Как успешно пройти все эти испытания и получить «права» с первого раза, узнал курсант автошколы «Профи-ДВ» и журналист ИА ЕАОMedia Евгения Маркелова.
Если ПДД отскакивает у вас от зубов и с машиной вы уже как родные, тогда к экзамену вы точно готовы. Осталось настроиться морально. В этой статье я не буду говорить о банальных вещах, которые вам и так расскажет инструктор по вождению, вроде таких как «не забудьте пристегнуть ремень безопасности», «снять машину с ручника», «смотреть по зеркалам» и в том же духе. Об этом полно советов в интернете. Лучше расскажу о том, что мне реально помогло получить водительские «права» с первого раза. В любом случае мои советы вам пригодятся и, надеюсь, дочитав эту статью до конца, вы будете во всеоружии.

Автодром

— За все время, что я занимаюсь обучением курсантов, у меня только один человек не сдал автодром и то лишь потому, что переволновался. Процент несдавших на этом этапе слишком маленький, — так успокаивал меня инструктор по вождению автошколы «Профи-ДВ», когда я в сотый раз заглохла на эстакаде.
Я училась на «механике», поэтому «автодром» мне давался нелегко. На 15-м часе практического вождения, когда мои одногруппники уже катались по городу, я только подружилась с педалью сцепления и, наконец-то, смогла осилить «параллельную парковку», «эстакаду» и «заезд в гараж задним ходом». С другими двумя упражнениями — «змейкой» и «разворотом в три приема» — проблем не было.
Справиться с первыми двумя упражнениями мне, помимо инструктора, помогал YouTube и собственные зарисовки. Когда я в школьные годы не могла решить задачу по математике, то начинала рисовать, как автобус и пункта «А» едет в пункт «Б», и все сразу становилось понятно. То же самое я сделала с «параллельной (боковой) парковкой»: я ее просто нарисовала! Опытным водителям это покажется лишним, сейчас я это прекрасно понимаю, но первые шаги всегда даются особенно трудно. Если это вам действительно поможет, почему бы не попробовать?

Со временем все стало получаться, даже заезд в гараж. Главное — правильно выставить машину.

Экзамена на закрытой площадке, на самом деле, бояться особо нечего. Вы легко сдадите «автодром», если расслабитесь и сконцентрируетесь. (Не забудьтье только фары включить и пристегнуться, а то вас могут попросить повторить все упражнения.) Всему остальному вас научит инструктор. За время обучения вы так натренируете «автодром», что будете делать все упражнения чуть ли не с закрытыми глазами. Здесь все по шаблону, под вашим контролем, и никаких непредвиденных ситуаций не возникнет.

Город

А вот в городе сюрпризов хоть отбавляй. Поэтому самым сложным и непредсказуемым экзаменом для кандидатов в водители всегда был и остается «город». Как мне с первого раза удалось успешно пройти это сложнейшее в моей жизни испытание, я удивляюсь до сих пор. Наверное, просто смогла сосредоточиться и справиться с волнением.

СОВЕТ №1. СПРАВЬТЕСЬ С ВОЛНЕНИЕМ

Это самое трудное. У многих учеников «с большими надеждами» при виде погон сдают нервы, отекают ноги, немеют руки. Мой инструктор дал мне как-то отличный совет, который мне очень пригодился на экзамене. Он сказал:
— Ты все знаешь, все умеешь. Представь, что ты таксист, а инспектор — это пассажир. Он едет по своим делам и говорит тебе, куда ему нужно.
И в самом деле, так уже не страшно.
Инспектор не попросит вас сделать ничего сверхъестественного. Весь экзамен только и говорит, что «поверните налево», да » поверните направо». Ну, пару раз попросит развернуться. Покажите ему разные развороты: на перекрестке (помните, развернуться можно только там, где разрешено повернуть налево), от бордюра до бордюра (на широкой трехполосной дороге), в три приема (на узких улочках, например, на ул. Ленина и Чапаева) и с использованием прилегающей территории.
История из жизни: Одну из учениц школы «Профи-ДВ» инспектор попросил развернуться пять или шесть раз. Экзамен она сдала, но после — спросила у своего инструктора: «Как же так? Вы говорили, меня попросят развернуться не больше двух раз». На что получила ответ: «Инспектор же хотел посмотреть разные развороты. А ты что сделала? Разворачивалась только на перекрестках».

СОВЕТ №2. ПОБОЛЬШЕ УВЕРЕННОСТИ

Очень важно показать на экзамене уверенную езду: пока учитесь водить, нужно победить труса внутри себя. Вы должны дать инспектору понять, что прекрасно управляете автомобилем. Машина не должна глохнуть, дергаться, резко останавливаться. Все делайте быстро и плавно. Обязательно работайте с коробкой передач. Помните? Трогаемся всегда с первой передачи, вторая — для маневров, третья скоростная? По возможности включайте четвертую передачу, но без лихачества. (В Биробиджане четвертую передачу новичку можно использовать, например, на проспекте 60-летия СССР и на ул. Калинина.) Слишком низкая скорость, неплавное переключение передач, неумелое пользование органами управления автомобиля — все это недочеты, за которые начисляются штрафные баллы.

СОВЕТ №3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Это значит, что вы должны видеть знаки, пешеходов и других участников движения. Всегда. Когда я только села за руль, это казалось почти невозможным. Но от занятия к занятию я научилась не только видеть пешехода, но и определять, с какой скоростью он доберется до «зебры».
Анекдот в тему: Особенно осторожно проезжайте «зебру» с женщиной-пешеходом. Вы думаете, она уже уходит, а она — хлоп себя по лбу: «Я же соль забыла купить!». И пошла в обратную сторону. Водитель должен быть немного психологом и быть готовым ко всему, говорят опытные водители.
Какова была моя радость, когда я стала замечать поворотники у других участников движения! Или, глядя на автобус, научилась определять, когда он тронется от остановки (его же надо пропустить). Заученная до дыр теория, в конце концов, стала «срастаться» с практикой. Еще немного и я стала бы успевать разглядывать других водителей, но это еще впереди.
Оставалась одна проблема: я «в упор» не замечала знаки, запрещающие остановку и стоянку. Едешь себе, на светофоры смотришь… И тут инструктор говорит холодным тоном экзаменатора: «Выберете место и остановитесь». А ты, хоть убей, не помнишь, был запрещающий знак или нет. Если с вами такое случится на экзамене, езжайте до следующего перекрестка и остановитесь за ним (перекрестки отменяют действие запрещающих знаков). Но есть вариант получше. Стоите на светофоре, уже знаете команду инспектора (все равно же делать больше нечего), ну посмотрите на знаки: стоят за перекрестком или нет? Какие?
И еще один важный момент: внимательно слушайте команды экзаменатора. Он может попросить вас: «Выберете место и развернитесь», либо «Выберете ближайшее место и развернитесь». Чувствуете разницу? Исключительно женская ошибка — услышать команду инспектора и сделать все наоборот.
Случай из жизни: Инструкторы знают немало примеров, когда ученица уверенно едет, правильно выполняет все команды. И вот, когда водительские «права» почти что у нее в кармане, инспектор говорит: «На перекрестке поверните налево», а она ба-бац, берет и поворачивает направо. Когда мой инструктор рассказал мне эту историю, я весело посмеялась, а на следующий день, как заговоренная, стала делать точно так же. Он меня просит повернуть направо — я еду налево, он меня просит сделать разворот — я делаю поворот. К счастью, к экзамену это наваждение прошло. Перед инструктором до сих пор немного стыдно. Согласитесь, довод «та машина меня загипнотизировала», звучит как минимум нелепо?

СОВЕТ №4. БЫСТРО РЕАГИРУЙТЕ

Этому, сам того не ведая, меня научил парень из другой группы. У него была пересдача экзамена. К большому своему счастью, мне удалось поприсутствовать пассажиром на его экзамене. Дважды он оказался на грани фола, но сумел быстро выкрутиться из ситуации. Рассказываю, как это было. Мы ехали по улице Советской и уже подъезжали к железнодорожному переезду (у поворота на новый мост). Парень катил по своей правой полосе, которая в перспективе уходила на новый мост. Инструктор молчит — значит, едем прямо — значит, нужно перестроиться на среднюю полосу. И вот момент уже почти упущен… Но он, как герой американского боевика, в последнюю секунду ныряет в нужную полосу. Хорошо еще, сплошных линий разметки не было видно из-под снега…
Второй казус случился, когда курсант поворачивал с улицы Дзержинского на Комсомольскую. Инспектор командует: «На перекрестке — налево». Разметки не видно: присыпана снегом. Понять, по какой дороге ты едешь — трехполосной или широкой двухполосной — новичку на глаз трудно. Знак направления движения по полосам он не заметил, на светофоре остановил машину в своей правой полосе, включил левый поворотник. Ждем, когда загорится зеленый. Я изо всех сил телепатирую ему: «Аааа, быстрей перестаивайся!». В машине — гробовая тишина… Как вы уже догадались, экстрасенсорика не сработала — парня спасла подъехавшая машина, которая четко обозначила наличие средней полосы. Я бы на его месте (да и многие, наверное) просто расстроилась бы и завалила экзамен, а наш парень и виду не подал! Загорается зеленый, спасительный автомобиль уезжает — курсант перестраивается на его место и, как положено, со средней полосы поворачивает налево.
Помню, в этот самый день я поверила в себя. Я поняла: «Что бы там ни случилось на экзамене, надо идти до конца. Пока инспектор молчит — шансы всегда хорошие». И вы знаете, на своем экзамене я все-таки оказалась в похожей ситуации. После выполнения разворота на перекрестке, где переулок Театральный встречается с ул. Шолом-Алейхема, я не сразу нашла свою полосу (опять же ее не было видно из-за снега). И ничего, осмотрелась, нащупала впереди встречное движение и «запрыгнула» в свою полосу. Инспектор молчит — инструктор перестал сверкать глазами — значит, все в порядке. Едем дальше.
Кстати! Не забывайте во время экзамена поглядывать на своего инструктора. Подсказывать он не может, но переживать за вас ему никто не запретит. Если инструктор куда-то смотрит, это не просто так: вам тоже не помешает туда глянуть.

СОВЕТ №5. ВСЕ ВРЕМЯ и У ВСЕХ УЧИТЕСЬ.

Как я уже говорила, во время учебы я чувствовала, что отстаю в практическом вождении. Пока наши «автоматчики» проезжали перекрестки, я только училась разворачиваться на объездных дорогах. Однако, глядя на мое рвение к учебе, мой инструктор предложил мне покататься пассажиром с другими учениками. На «механике» самым лучшим в нашей группе был парень по имени Богдан. Отец с детства растолковал ему, что такое механическая коробка передач. И я была просто ошарашена, что такой же как и я ученик может водить машину словно профессионал.
Пассажиром ездить хорошо. Пока Богдан рулит да скорости переключает, ты можешь сосредоточиться на знаках и дороге. Благодаря Богдану я быстрее запомнила места для разворотов и поняла, как проезжать перекрестки. Так что не стеняйтесь учиться все время и у всех.

СОВЕТ №6. ВЫБИРАЕМ НАСТАВНИКА.

Об этом не могу не сказать. Хороший инструктор переживает за вас, он отдает себе отчет в том, какого водителя он подготовит. Для него важно, не чтобы вы получили права, а чтобы вас можно было выпускать на дорогу — к другим людям. Мой инструктор именно такой. К сожалению, в автошколе наставников не выбирают (достанется то, что достанется), но за инструкторов «Профи-ДВ» могу ручаться.
Удачи вам на экзаменах!
Posted in Подготовка к экзамену в ГИБДД and tagged , , , , , , .